Крупнейшее в России мартеновское производство уходит в историю

Последняя в России крупная мартеновская печь, работающая на Нижегородской области на Выксунском металлургическом заводе, совсем скоро станет частью истории. В конце марта она будет остановлена, и ей на смену придут современные технологии. Корреспонденту ИА «В городе N» удалось запечатлеть один из последних дней работы детища французского металлурга и инженера Пьера Эмиля Мартена.

Первую уникальную печь подобного образца для получения высококачественной стали Мартен создал в 1864 году. С тех пор она стала носить имя изобретателя. На Выксунском заводе мартеновский цех был основан в 1933 году. Крупнейшая на сегодняшний день в стране печь производит сталь для железнодорожных колес. В сентябре 2018 года ей могло бы исполниться 85 лет, но этого не произойдет в связи с тем, что компанией было принято решение остановить ее и закрыть устаревшее производство.

Как рассказал технолог мартеновского цеха Эдуард Бычков, сегодня в нем трудится 271 человек. После его закрытия рабочие места будут сохранены, и весь персонал будет перенаправлен в другие цеха.

«Работа начинается с того, что металлический лом при помощи кранов передается на мартеновскую печь. Там происходит процесс плавления. Печной пролет — это сердце мартеновского цеха. Здесь же происходит процесс отбор проб и измерения температуры металла. После этого он подается на разливочную площадку. Там мы могли воочию наблюдать выпуск металла», — пояснил Эдуард Бычков.

По его словам, выпуск металла производится в два сталеразливочных ковша при температуре от 1610 до 1640 градусов. Параллельно в соседнем пролете производится подготовка к его разливке.

«Металл после обработки на установке „печь-ковш“ разливается в изложницы круглого сечения. Впоследствии из них извлекаются слитки, отгружаются на железнодорожные платформы и отправляются в колесопрокатный цех на порезку», — продолжил технолог.

Из каждого такого слитка получается семь железнодорожных колес. Емкость ковша составляет примерно 115 тонн, из которых получается 32 слитка. Нетрудно пересчитать, что это 200 — 210 колес.

«Мартеновский цех производит сталь только для железнодорожных колес, никуда больше этот металл не идет. После его закрытия и выпуска последней в истории плавки, производство не остановится. Колеса будут изготавливаться из покупной заготовки с помощью более современных технологий», — сказал Бычков.

На смену устаревшему производству придет выпуск стали в электродуговых печах по самым передовых технологиям на литейно-прокатном комплексе. Его строительство началось в Выксе летом 2005 года. Он находится в пяти километрах от основного завода. В октябре 2008 года литейно-прокатный комплекс был введен в строй.

Сегодня он обеспечивает высококачественным прокатом производство труб малого и среднего диаметра для нужд автомобильной промышленности, а также для железнодорожных вагонов, цистерн и судостроения. В настоящее время его мощность составляет 1,2 млн тонн рулонов в год.

Кстати. уникальноt производство — не единственное, чем может гордиться Выксунский металлургический завод. На стене металлургического комплекса можно увидеть самую большую в мире роспись, выполненную одним человеком. Площадь монументальной картины составляет 10 тысяч квадратных метров. Напомним, минувшим летом ее создал московский художник Миша Most. В свою работу он включил реальные сюжеты из жизни завода.

Еще одна достопримечательность — Шуховская башня, которая находится на территории мартеновского цеха. Уникальная гиперболоидная конструкция — «родственница» той, что установлена в Москве рядом с телецентром на Шаболовке. Она была построена в конце 19 века и раньше служила водонапорной башней.

Напомним, новое производство боеприпасов открылось в Нижегородской области.

Фото: Надежда Кей

Источник: http://gorodskoyportal.ru